Ремонт потенциометра расходомера воздуха двигателя AUDI ABK (VW 2E)
Маленькое лирическое вступление
Демонтаж блока расходомера

Общий вид снятой крышки воздушного фильтра

4 болта, крепящиз блок расходомера

Демонтированный блок расходомера изучается четвероногим ;-)

Вид на уплотнительную прокладку и датчик температуры воздуха
На последнем фото видна прокладка, которая оказалась разбухшей и потерявшей форму. Советую заказать ее заранее и сразу сменить (номер по VAG 025 129 683, цена около 150 рублей). Также в корпус расходомера вмонтирован датчик температуры воздуха (терморезистор), к которому вернемся позже.

Датчик температуры воздуха
Разборка потенциометра расходомера

Общий вид расходомера со снятой крышкой

Потенциометр расходомера
Для дальнейшей разборки потенциометра необходимо разъединить 3 маленьких разъема (2 провода от датчика температуры и один на ползунке). Затем отвинчиваем 4 винтика, крепящие четырехконтактный разъем к корпусу. В моем случае один винтик безнадежно прикипел, и пришлось прибегнуть к помощи дрели. Аккуратно извлекаем разъем из корпуса расходомера.

Четырехконтактный разъем

Один винт пришлось высверлить

Снятый разъем
Далее приступаем к демонтажу ползунка. Ключом "на 7" ослабляем винт, стягивающий скобу ползунка на оси "лопаты" (см. фото ниже), затем, аккуратно поддев отверткой, снимаем ползунок с оси.

Винт, стягивающий ползунок на оси "лопаты"

Ползунок потенциометра
Наконец, отвинчиваем 3 винта, крепящих плату потенциометра. Хитрость заключается в том, что это не обычный "крест", а хитрые винты под биту (отвертку) Pz1, к тому же сидящих на клею. Так что, кроме специальной биты/отвертки необходимо применить известную аккуратность, чтобы не срезать шлицы.

Хитрая бита "Pz1", для винтов платы

Вид на плату со снятым ползунком
На этом разборка потенциометра завершена и мы можем переходить к ремонтным работам.
Диагностика и ремонт потенциометра расходомера

Плата расходомера с протертым резистивным слоем

Контакты ползунка
а) заставить ползунок скользить по "живому" участку платы, путем
ее смещения относительно исходного положения;
б) попытаться выровнять контакты ползунка шлифовкой, придав им
форму близкую к сферической.
Несмотря на то, что отверстия на плате несколько больше, чем
диаметр винтов, в моем случае этого люфта не хватило, чтобы вывести
ползунок на неубитый участок резистивного слоя, так как этот
потенциометр уже один раз ремонтировали смещением. Резистивный слой
оказался протерт во всем диапазоне люфта платы. Пришлось рассверлить
отверстия сверлом на 6 мм (см. фото ниже). Также имеющимися
подручными средствами удалось слегка подправить форму контактов
ползунка.

Рассверленные отвертия в плате
Итак, очищаем все контакты спиртом и собираем потенциометр в обратном порядке. Винты, крепящие плату пока затягиваем так, чтобы обеспечить тугое, но при этом свободное ее смещение в пределах люфта. Затягиваем болт ползунка. Вставляем разъем, завинчиваем крепежные винтики и одеваем 3 провода.
Настройка расходомера
...До установки на автомобиль
Теперь пару слов о датчике температуры водуха, упоминавшемся в начале. Не помешает убедиться в его исправности. Рабочий датчик должен при комнатной температуре иметь сопротивление около 2-3 кОм (у меня получилось 2,2). Нагревая датчик феном, можно проверить его сопротивление "на горячую" - оно должно быть около 0,3 - 0,7 кОм. Если датчик сильно загрязнен сажей и маслом, возможно его неверное функционирование. В этом случае можно попробовать аккуратно почистить его спиртом при помощи зубной щетки или ватной палочки. Только без фанатизма - датчик очень хрупкий!
Прикручиваем болты, крепящие блок расходомера к крышке фильтра, закрываем пластиковую крышечку и устанавливаем узел обратно на автомобиль.
...На автомобиле
| положение | напряжение, В |
| 1 | 0,25 |
| 2 | 0,5 |
| 3 | 0,85 |
| 4 | 1,3 |
| 5 | 1,82 |
| 6 | 2,3 |
| 7 | 2,85 |
| 8 | 3,2 |
| 9 | 3,8 |
| 10 | 4,1 |
| 11 | 4,5 |
| об./мин | напряжение, В |
| 1000 | 1,04 |
| 1250 | 1,16 |
| 1500 | 1,24 |
| 1750 | 1,34 |
| 2000 | 1,38 |
| 2250 | 1,4 |
| 2500 | 1,57 |
| 2750 | 1,62 |
| 3000 | 1,78 |
| 3250 | 1,86 |
| 3500 | 1,96 |
| 3750 | 2,09 |
| 4000 | 2,18 |
Скорее всего, полученная характеристика будет отличаться от эталонной. Для юстировки ползунка на заглушенном моторе ослабляем "хитрой" битой/отверткой винт (см. фото ниже) и смещаем ползунок вправо, если полученные напряжения завышены и влево, если занижены. Затягиваем юстировочный винт, заводим мотор и снова снимаем напряжения от оборотов. Так повторяем до совпадения характеристик (мне удалось добиться отклонения меньше 0,03 В). После юстировки даем мотору остыть, закрываем пластиковую крышку, и катаемся некоторое время. Убедившись, что проблема с расходомером решена, сажаем крышку потенциометра на герметик и радуемся жизни :). Все.

Юстировочный винт ползунка (обведен кружком)
БЛАГОДАРНОСТИ И ССЫЛКИ
Материал подготовлен с использованием информации со страниц, созданных энтузиастами Audi и Volkswagen:
Константин Андрианов aka OSTA
февраль 2006 г.



